10 последствий отказа от гормонов: что происходит, когда вы перестаете их принимать?

Побочные реакции, которые возникают после отмены гормональных препаратов, могут быть различными. Все зависит от исходного состояния женщины, длительности приема гормонов, дозировки и особенностей действия препарата. И все же можно выделить некоторые общие закономерности, происходящие с телом. О них подробнее рассказываем в статье.

Незапланированная беременность

Некоторые гормональные препараты подавляют овуляцию – не позволяют яйцеклетке созревать. После отмены фолликулы начинают расти, однако точно неизвестно, когда это произойдет. После одних препаратов цикл восстанавливается сразу, после других – через несколько месяцев. Вычислить, когда будет овуляция, непросто. Поэтому рассчитывать на длительное контрацептивное действие не стоит. Если не планируете беременность, нужно использовать презервативы сразу после завершения курса гормональных препаратов.

Нарушения менструального цикла

И это – самый частый побочный эффект отмены гормональных препаратов.

После завершения терапии организму нужно время, чтобы перестроиться. Поэтому сразу после отмены препараты менструации могут идти нерегулярно, быть непривычно скудными или обильными. Последнее случается чаще, ведь на гормонах идут не месячные, а менструальноподобные выделения – и они почти всегда скудные.

Как правило, цикл восстанавливается в течение 3-6 месяцев. Если через полгода нет изменений, нужно обследоваться у гинеколога. Возможно, гормональная терапия замаскировала симптомы болезни и только теперь проявились ее первые симптомы.

Лишний вес

Есть мнение, что гормональные препараты приводят к набору веса. Это возможно, однако далеко не все средства так действуют. Например, на фоне КОК вес обычно остается прежним, а с гестаганами – растет.

Лишние килограммы могут появиться не только во время приема препаратов, но и после завершения курса терапии. Как правило, это случается в первые три месяца после отмены. Такие изменения связаны с незначительной задержкой жидкости и повышением аппетита. Обычно вес стабилизируется в течение полугода.

Ухудшение состояния кожи

Некоторые гормональные препараты – например, современные КОК – снижают концентрацию андрогенов, уменьшают выработку кожного сала и препятствуют появлению угревой сыпи. После отмены гормонов могут появиться прыщи на лице и теле, особенно перед менструацией. Однако такие проблемы, как правило, возникают не на пустом месте – а только если были угри и до приема гормональных препаратов.

Потеря волос

Отмена препарата может спровоцировать переход волос в стадию покоя. В этот период волосы будут обновляться и усиленно выпадать. Обычно такие симптомы сохраняются до полугода.

Избыточный рост волос

Если после отмены гормональных препаратов начинают расти волосы не там, где нужно – на лице, животе, бедрах – нужно обратиться к гинекологу и обследоваться. Такие симптомы указывают на гиперандрогению – избыток мужских половых гормонов. Это случается при синдроме поликистозных яичников (СПКЯ), гиперпролактинемии.

Но не стоит думать, будто бы гормональные препараты привели к развитию этих заболеваний. Синтетические гормоны не провоцируют, а только маскируют СПКЯ или гиперпролактинемию. Скорее всего, эти заболевания были и до начала гормональной терапии, но при приеме препарата их симптомы не проявлялись.

Головные боли

Такой симптом часто возникает после отмены КОК. Все дело в том, что при приеме оральных контрацептивов гормональный фон ровный, без перепадов на всем протяжении цикла. А после отмены он становится таким, каким и должен быть – и перед менструацией снижается уровень эстрогена. Дефицит эстрогена приводит к появлению головной боли. Это явление также называют менструальная мигрень.

Дефицит витаминов

При приеме КОК у многих женщин наблюдается нехватка фолиевой кислоты, а другие гормональные препараты могут спровоцировать дефицит витамина D. Это может стать проблемой, особенно для женщин, планирующих беременность или приближающихся к климаксу.

Повышение либидо

Многие гормональные препараты подавляют половое влечение. После отмены либидо восстанавливается и на некоторое время может даже усиливаться. Хотя бывает и обратная ситуация. Например, если прекращение приема КОК сопровождается страхом нежелательной беременности, либидо будет снижаться.

Дискомфорт в груди

Некоторые гормональные препараты провоцируют появление кист и иных изменений в тканях молочных желез. Если появляется боль в груди или прощупывается уплотнение, нужно обследоваться – обратиться к маммологу и сделать УЗИ.

 

Понравилась статья? Поделись!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
Поделись в ВК
Поделиться в telegram
Telegram

Задавайте вопросы в комментариях.

Ближайшие события

1 Янв, 2021
19:00
Online
Мегаинтенсив — это исцеление матки от миомы без операции и без гормонов. Отзывы внутри.